На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Единоличный и коллегиальный исполнительный орган общества

02 Авг 2010 10:07

Комментарий к статьям 40, 41 и 42 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью": Единоличный исполнительный орган общества. Коллегиальный исполнительный орган общества. Передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему 

Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества

Комментируемая статья определяет порядок избрания и особенности деятельности единоличного исполнительного органа общества. Этот орган общества осуществляет руководство текущей финансово-хозяйственной деятельностью. Данный орган является обязательной структурой управления в ООО в силу нормативного предписания п. 4 ст. 32 ФЗ об ООО.

Пункт 1 комментируемой статьи регламентирует порядок избрания единоличного исполнительного органа общества, а также порядок документального оформления отношений с ним.

Комментарий к также содержащейся в п. 1 норме, определяющей круг лиц, из числа которых возможно избрание единоличного исполнительного органа общества, включен в текст комментария к п. 2 ст. 40.

С 1 июля 2009 г. избрание единоличного исполнительного органа общества может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

См. коммент. к п. п. 2 - 2.1 ст. 32 и приложение 1.

Исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью может называться генеральным директором, президентом, а также иметь другие наименования.

Единственный участник ООО может самостоятельно принять решение о назначении директора. Такое толкование не противоречит комментируемой статье, в которой не предусмотрен запрет на образование исполнительных органов общества его единственным участником.

Возложение единоличным учредителем общества на себя функций исполнительного органа этого же общества также не является нарушением действующего законодательства. В таком случае на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

Единоличный исполнительный орган юридического лица подпадает под понятие "руководитель организации", содержащееся в статье 273 ТК РФ, а также, на основании п. 1 ст. 27 НК РФ, признается законным представителем ООО как налогоплательщика.

Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Полномочия руководителя ООО возникают и прекращаются с момента избрания его на эту должность общим собранием участников общества. Таким образом, полномочия директора общества должны быть подтверждены именно решением общего собрания участников общества, а не выпиской из реестра.

ФЗ об ООО не предусмотрено и избрание (или назначение) временно исполняющего обязанности директора ООО. Уставом ООО такая возможность может быть предусмотрена, но такое лицо, в отличие от руководителя ООО, не вправе действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы и совершать сделки без соответствующей доверенности.

ФЗ об ООО предписывает регламентировать в уставе ООО возможный срок деятельности единоличного исполнительного органа ООО. По истечении этого срока не требуется отдельного решения общего собрания участников общества о прекращении его полномочий.

Каких-либо иных определенных юридических последствий, связанных с истечением срока полномочий руководителя, ФЗ об ООО не содержит. Нет в нем и нормы, предписывающей обязательное прекращение полномочий данного лица в момент истечения предусмотренного уставом срока, на который оно было избрано.

Следовательно, избранный единоличный исполнительный орган ООО обязан выполнять свои функции до момента избрания нового руководителя, и это обусловлено необходимостью функционирования хозяйствующего субъекта в обычном режиме. Если участники ООО на общих собраниях не могут прийти к согласию и принять решение об избрании нового исполнительного органа, это также не является основанием для прекращения полномочий прежнего руководителя ООО.

Следует учесть, что некоторые суды придерживаются иного мнения и считают, что за пределами установленного срока избрания осуществление руководителем ООО его полномочий незаконно, во всяком случае, если такая возможность прямо не предусмотрена в уставе ООО.

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" возлагает на общество обязанность сообщить в регистрирующий орган о смене единоличного исполнительного органа. На основании п. 5 ст. 5 этого Федерального закона ООО обязано сообщить об этом в течение трех дней с момента соответствующего решения в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Лицом, имеющим право подписать и представить в налоговый орган соответствующее заявление от имени ООО, является вновь избранный руководитель общества.

Правовые отношения общества и директора регламентирует договор между ними, под которым подразумевается трудовой договор, а трудовые отношения, которые возникают в результате избрания или назначения на должность, характеризуются как "трудовые отношения на основании трудового договора". Решение об изменении условий такого трудового договора также должно приниматься общим собранием участников общества.

Как было отмечено в одном из Определений ВС РФ от 29.02.2008, использование в ФЗ об ООО термина "избрание" не означает во всех случаях придание ему того значения, которое можно было бы приравнять к процедуре, предшествующей заключению трудового договора с руководителем организации по смыслу ст. 275 Трудового кодекса РФ. Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью не содержит в себе определения механизмов избрания (выборов), которые можно было бы признать соответствующими требованиям статей 17 и 275 Трудового кодекса РФ. Следовательно, образование единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, предусмотренное ст. 40 ФЗ об ООО, не может рассматриваться во всех случаях и без учета конкретного механизма образования единоличного исполнительного органа общества, как избрание на должность в том значении этого термина, которое предусмотрено в ст. 275 Трудового кодекса РФ. Вопрос о том, произведено ли образование единоличного исполнительного органа общества в форме избрания на должность или в другой форме должен разрешаться с учетом состава участников общества и процедуры этого образования, установленной в учредительных документах общества.

Между тем решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества относится к компетенции его высшего органа управления - общего собрания участников, которое выступает в отношении руководителя общества в роли работодателя. Более того, помимо такого органа управления никакие другие лица или органы не вправе решить вопрос о замещении должности единоличного исполнительного органа общества, поскольку это вступило бы в прямое противоречие с законодательством общества с ограниченной ответственностью и уставом соответствующего юридического лица. Следовательно, решение о неизбрании на должность в данном случае принимает сам работодатель, действующий в лице своего уполномоченного органа управления. Это решение принимается на основе сформированной коллективной воли участников общего собрания и не может рассматриваться как обстоятельство, не зависящее от воли сторон, а это, в свою очередь, исключает в данном конкретном случае возможность применения п. 3 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

По сравнению со сроком, предусмотренным в уставе ООО, возможно и досрочное переизбрание руководителя ООО. Решение общего собрания о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью является с точки зрения содержания норм трудового законодательства надлежащим основанием для прекращения трудового договора с руководителем общества, выполнявшим функции его единоличного исполнительного органа (п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ).

Трудовой договор с руководителем ООО в этом случае прекращается на основании п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ в связи с принятием уполномоченным органом общества в лице собственников имущества организации, решения о прекращении трудового договора.

Введение такого основания для прекращения трудового договора с руководителем юридического лица, в том числе выполнявшим функции его единоличного исполнительного органа, как принятие соответствующего решения собственником имущества, по мнению Конституционного Суда РФ, обусловлено местом и ролью руководителя в механизме управления организацией, спецификой осуществляемой им трудовой деятельности, выражающейся в совершении от имени организации юридически значимых действий, а также в реализации прав и обязанностей юридического лица как участника гражданского оборота, включая правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации (ст. 273 Трудового кодекса РФ, п. 1 ст. 53 ГК РФ).

От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий наличие доверительности в отношениях между ним и собственником имущества. Утрата доверительности, равно как и любые другие обстоятельства, побуждающие собственника имущества прийти к выводу о необходимости расторжения трудового договора с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, позволяют ему расторгнуть трудовой договор, не указывая конкретные мотивы и не обосновывая необходимость этого решения. Такое правомочие собственника направлено на реализацию и защиту его прав по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, в том числе права определять способы управления имуществом единолично или совместно с другими лицами, свободно использовать его для осуществления предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности, и, следовательно, установлено законодателем в конституционно значимых целях.

Вместе с тем, принимая решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем организации, собственник (участники ООО) не обладает неограниченной свободой усмотрения, поскольку он обязан действовать правомерно, не нарушая целей предоставления ему указанного правомочия, а также законных интересов как организации, так и ее руководителя. Руководитель организации, в свою очередь, не лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола (злоупотребления правом) со стороны собственника.

Пункт 2 статьи определяет требования, предъявляемые к единоличному исполнительному органу общества.

В данном качестве может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда на основании ст. 42 ФЗ об ООО полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.

См. ст. 42 и коммент. к ней.

В контексте данного пункта уместнее смотрелось бы и размещенное законодателем в тексте п. 1 ст. 40 ФЗ об ООО предписание, о круге лиц, из числа которых возможно избрание единоличного исполнительного органа общества. Этот вопрос фактически оставлен ФЗ об ООО на усмотрение участников общества. Закон допускает возможность избрания единоличного исполнительного органа общества из числа лиц, не являющихся участниками ООО, но это не запрещает участникам ООО внести в устав положение об избрании единоличного исполнительного органа исключительно из числа участников общества.

Во внутренних документах общества могут быть предусмотрены и иные требования к лицу, претендующему на избрание в качестве единоличного исполнительного органа общества. К примеру, в положении о директоре общества может быть определен предельный возраст для нахождения на данной должности. Такое ограничение не влечет безусловного нарушения прав лица, являющегося единоличным исполнительным органом общества, установленных трудовым законодательством и Конституцией Российской Федерации.

Пункт 3 статьи определяет компетенцию единоличного исполнительного органа общества. Включенный в данный пункт перечень не является исчерпывающим.

Включенное в состав рассматриваемого пункта нормативное положение о возможности единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др.), осуществляющего руководство текущей деятельностью общества, связанной с извлечением прибыли, действовать от его имени без доверенности направлено в том числе на обеспечение бесперебойной и эффективной работы общества и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

См. также:

- о принципах деятельности и ответственности единоличного исполнительного органа ООО - ст. 44 и коммент. к ней;

- порядок обжалования решений - п. 3 ст. 43 ФЗ об ООО.

Пункт 4 статьи определяет состав документов, в которых может быть регламентирован порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества.

Об ответственности и подотчетности единоличного исполнительного органа общества см. комментарий к п. 4 ст. 32 и ст. 44.

В качестве внутреннего документа в ООО может быть утверждено соответствующее положение о директоре общества.

Статья 41. Коллегиальный исполнительный орган общества

На основании п. 4 ст. 32 ФЗ об ООО руководство текущей деятельностью общества совместно с единоличным исполнительным органом может осуществляться также и коллегиальным исполнительным органом общества. Комментируемая статья определяет порядок функционирования такого коллегиального органа в случае, если его создание предусмотрено уставом ООО.

Пункт 1 статьи:

- регламентирует порядок избрания коллегиального исполнительного органа общества;

- устанавливает требования к членам такого органа;

- разъясняет порядок закрепления полномочий коллегиального исполнительного органа;

- определяет лицо, наделяемое функциями председателя коллегиального исполнительного органа.

С 1 июля 2009 г. избрание коллегиального исполнительного органа общества может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В состав коллегиального исполнительного органа рекомендуется включать руководителей структурных подразделений ООО, осуществляющих наиболее значимые для организации операции и другие сделки.

См. также:

- о принципах деятельности и ответственности коллегиального исполнительного органа ООО - ст. 44 и коммент. к ней;

- порядок обжалования решений - п. 3 ст. 43 ФЗ об ООО.

Пункт 2 статьи определяет состав документов, в которых может быть регламентирован порядок деятельности коллегиального исполнительного органа общества.

 

Статья 42. Передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему

С 1 июля 2009 года комментируемая статья применяется в новой редакции. Основные новации состоят в следующем:

- в статье введена нумерация пунктов;

- передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющему больше не требует соответствующего разрешения в уставе ООО;

- в статье разъяснен порядок осуществления ООО своих гражданских прав и гражданских обязанностей в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему;

- предусмотрена возможность подписания договора с управляющими представителями совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Пункт 1 статьи предусматривает право передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему.

Предусмотренный комментируемой статьей порядок не равнозначен передаче имущества в доверительное управление.

В договор между ООО и управляющей организацией рекомендуется включать следующие условия:

- цели, достижение которых надлежит обеспечить управляющей организации (управляющему);

- срок, на который договор заключается;

- размер вознаграждения управляющей организации;

- ответственность, возникающую у управляющей организации в связи с исполнением возложенных на нее функций;

- порядок прекращения полномочий управляющей организации;

- объем, содержание, периодичность, порядок и сроки представления информации и отчетов, которые управляющая организация обязана представлять совету директоров и участникам ООО в отношении своей работы и показателей деятельности общества;

- перечень должностных лиц управляющей организации, обязанных отчитываться о ее работе.

На основании договора управляемая организация передает, а управляющий (организация или индивидуальный предприниматель) принимает и осуществляет закрепленные действующим законодательством РФ полномочия единоличного исполнительного органа управляемой организации в порядке и на условиях, которые определены указанным договором.

Пункт 2 статьи разъясняет порядок осуществления ООО своих гражданских прав и гражданских обязанностей в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему.

Данная норма сходна по своему содержанию с текстом п. 1 ст. 53 ГК РФ, и это позволяет сделать вывод, что при передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему данное лицо может рассматриваться в качестве управляющего органа ООО.

См. также:

- о принципах деятельности и ответственности управляющего - ст. 44 и коммент. к ней;

- порядок обжалования решений - п. 3 ст. 43 ФЗ об ООО.

Пункт 3 статьи определяет состав лиц, наделяемых правом подписания от имени ООО договора с управляющим.

Вопрос о расторжении договора с управляющим может быть поставлен советом директоров (наблюдательным советом), любым участником общества и рассматривается на общем собрании участников общества. Договор считается расторгнутым с даты, указанной в решении общества.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности