На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Право на пенсию

20 Сен 2010 09:01

Комментарий к статье 3 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации": Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом

1. В ст. 3 изложены общие условия назначения государственной пенсии, которые касаются не только отдельных получателей пенсий, а всех пенсионеров.

Основное условие назначения государственной пенсии касается гражданства и проживания на территории РФ. Прежде всего пенсии вправе получать физические лица - граждане РФ.

Чтобы иметь право на пенсию, гражданам РФ не всегда обязательно постоянно проживать на территории России. В частности, российская пенсия может выплачиваться на территории Украины, Белоруссии. Для получения пенсии должны соблюдаться иные условия, предусмотренные комментируемым Законом для конкретного вида государственной пенсии. Принадлежность к гражданству и проживание (регистрация по месту жительства) подтверждаются паспортом гражданина РФ.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства первым условием для получения государственной пенсии является постоянное проживание на территории РФ. Гражданство иностранцев подтверждается паспортом иностранного гражданина. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на постоянное проживание на территории Российской Федерации подтверждается видом на жительство.

Второе условие для иностранных граждан и апатридов - это отсутствие ограничения на получение пенсии, которое закреплено Законом о государственном пенсионном обеспечении либо международными договорами Российской Федерации. Действующие международные договоры РФ на сегодняшний день не содержат ограничений в части установления пенсий гражданам, прибывшим из государств, с которыми заключены договоры о пенсионном обеспечении. Поэтому второе условие для иностранцев и апатридов может иметь значение только после заключения и ратификации международных соглашений в будущем.

На практике Пенсионный фонд РФ иногда требовал от иностранных граждан и апатридов документы, подтверждающие наличие или отсутствие у них регистрационного учета по месту жительства. Однако, по мнению Конституционного Суда РФ, это требование является незаконным. В Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. N 146-О указано, что абзац третий п. 1 ст. 3 комментируемого Закона не содержит прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства. Факт постоянного проживания в РФ как основание назначения пенсии может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания на территории РФ и других обстоятельств дела.

2. По общему правилу гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Право на получение двух пенсий возникает только в том случае, если это прямо предусмотрено федеральным законом.

Имеется в виду, что одним лицом может быть реализовано право только на одну трудовую пенсию или государственную пенсию. Право выбора вида пенсии принадлежит лицу, обратившемуся за ней. Как правило, критерием выбора для граждан является размер пенсии, потому как пенсионер всегда может выбрать удобный для себя порядок выплаты.

Существуют несколько исключений из указанного правила. Право на одновременное получение двух пенсий имеют такие категории граждан, как:

1) инвалиды вследствие военной травмы, которым может устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участники Великой Отечественной войны (за исключением участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.). Для лиц, принимавших непосредственное участие в боевых действиях или непосредственно находившихся в районе боевых действий, предусмотрен больший объем мер социальной поддержки, в том числе в области пенсионного обеспечения, по сравнению с другими участниками Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). Во-первых, родители военнослужащих приобретают право на вторую пенсию по случаю потери кормильца, если смерть военнослужащего произошла в период прохождения военной службы независимо от причины смерти. Причина смерти может быть и не связана с исполнением обязанностей военной службы. Лишиться своего права родители военнослужащего могут только в случае, когда смерть произошла в результате противоправных действий военнослужащего. При этом суицид (самоубийство) не относится к противоправным действиям. Во-вторых, родители военнослужащих приобретают право на вторую пенсию по случаю потери кормильца, если смерть бывшего военнослужащего наступила после увольнения с военной службы вследствие военной травмы. Право на получение двух пенсий, одна из которых - пенсия по случаю потери кормильца, имеют родители военнослужащих, умерших после увольнения с военной службы, в том числе в течение трех месяцев, вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Второй пенсией родителей указанных военнослужащих может быть только трудовая пенсия по старости либо социальная пенсия.

Родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву либо умерших после увольнения с нее вследствие военной травмы, право на пенсию по случаю потери кормильца приобретают по достижении отцом и матерью соответственно возраста 55 и 50 лет. Факт нахождения их на иждивении кормильца на день его смерти не является обязательным условием;

4) вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). Вступление в повторный брак, даже при последующем его расторжении, лишает женщину права на вторую пенсию. Факт нахождения супруги на иждивении мужа на день его смерти в данном случае значения не имеет.

На практике нормы о праве на две пенсии распространяются также на вдов военнослужащих, умерших в период Великой Отечественной войны вследствие ранения, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, в том числе и в период пребывания в плену, а также пропавших без вести в годы войны;

5) граждане, являющиеся нетрудоспособными членами семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). Право на две пенсии имеют и граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с аварией на производственном объединении "Маяк" в 1957 г.;

6) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

7) члены семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, которым может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

Порядок, установленный законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, применяется к военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Например, инвалид, имеющий причину инвалидности "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", при соблюдении прочих условий имеет право на получение двух пенсий - пенсию по инвалидности вследствие военной травмы и трудовую пенсию по старости. При этом причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" не дает права для назначения второй пенсии по инвалидности (см. ст. 8 и комментарий к ней), поскольку эта причина инвалидности не связана с исполнением обязанностей военной службы.

Граждане из числа космонавтов имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и доли страховой части трудовой пенсии по старости исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за гражданина в ПФР.

2. По общему правилу, если гражданин имеет право на две пенсии, то он может выбрать одну из них, получать которую ему выгодно в текущий момент. Переходить с одной на другую пенсию можно в любое время и неограниченное количество раз.

Например, если пенсионер отвечает условиям получения и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за умершего супруга, и условиям получения социальной пенсии, то он может перейти на социальную пенсию, размер которой выше.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости и выплачивается одновременно с ней. По сути, пенсия за выслугу лет не имеет самостоятельного характера, зависит от установления трудовой пенсии по старости и ее размера. Поэтому получатели пенсии за выслугу лет формально не отнесены к получателям двух пенсий.

О праве на получение трех пенсий в комментируемой статье ничего не сказано. До 1 января 2002 г. некоторые участники Великой Отечественной войны могли получать три пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца за сына - умершего военнослужащего по призыву, привлеченного в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. Но уже с 1 января 2002 г. действующее пенсионное законодательство не предусматривает права на получение участниками Великой Отечественной войны одновременно с пенсией по старости и других видов пенсий. Правда, если эти пенсии были назначены до вступления в силу комментируемого Закона и после произведенного пересчета пенсий с 1 января 2002 г. и сумма двух пенсий оказалась ниже получаемой ранее суммы трех пенсий, то выплата пенсий должна производиться в размере прежней суммы трех пенсий.

В своем Определении от 11 мая 2006 г. N 187-О "По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что в той части, в какой нормы п. п. 2 и 3 ст. 3 указанного Закона распространяются на обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой государственной пенсией страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие нормам Конституции РФ.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности